СТИЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- СТИЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- – это целостная система речевых действий личности, с помощью которых реализуется коммуникативная составляющая общения. С. р. в. характеризуется относительной устойчивостью, что проявляется в связи стиля воздействия с чертами личности, особенностями межличностной перцепции, процессами самооценивания. В то же время С. р. в. характеризуется пластичностью, не являясь жесткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия (дружеские или формальные контакты) носитель стиля довольно существенно модифицирует свое речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах присущую стилю специфичность. В конфликтной ситуации проявляются два основных С. р. в.: убеждающий стиль, характеризующийся логической защитой позиции с помощью рациональной, связанной с содержанием обсуждаемой проблемы аргументации; силовой стиль, ориентированный на дискредитацию оппонента путем нападок на его личность и опровержение его позиции, часто в ущерб обоснованию собственной т. зр. Психологами выявлена связь силового С. р. в. с консервативной ориентацией выступающего, убеждающего – с радикальной ориентацией (В. В. Латынов, 1993).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Смотреть что такое "СТИЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ" в других словарях:
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Идиостиль, индивидуальный стиль, идиолект — – совокупность языковых и стилистико текстовых особенностей, свойственных речи писателя, ученого, публициста, а также отдельных носителей данного языка. Проблема индивидуального стиля речи носит интердисциплинарный характер, поэтому зафиксирована … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Язык и стиль рекламы — Под этим понимается система языковых и внеязыковых средств выражения содержания рекламных текстов (Р. т.), их речевая организация, обусловленная функционированием в сфере массовой коммуникации. Реклама относится к убеждающей и воздействующей речи … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Тональность — (субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) – текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Речь человека в общении — Использование речи в устном или письменном О. открывает перед людьми широкие возможности. Они реализуются в передаче разнообразной информации, налаживании межчеловеческих отношений, раскрытии личностных способностей, качеств и потребностей… … Психология общения. Энциклопедический словарь
АРГУМЕНТАЦИЯ — (от лат. argumentatio приведение аргументов) приведение доводов с намерением изменить убеждения др. стороны (аудитории). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему… … Философская энциклопедия
РИТОРИКА — [греч. rhetortke (tekhne). ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразит речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию. Свое начало традиц. P получила в… … Российская педагогическая энциклопедия
Экспрессивная стилистика — – направление лингвостилистики, изучающее экспрессивные средства языковой системы и закономерности их использования носителями языка. Согласно определению Ш. Балли, труды которого заложили основу этого научного направления, стилистика изучает… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Политический дискурс — Содержание 1 Понятие дискурса 2 Интерпретация дискурса 3 Политологическая часть дискурса … Википедия
Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин — Во второй половине ХХ в. намечается смена парадигмы гуманитарных наук (Т. Кун) – процесс, пик которого в разных отраслях относится к 60 м и 70–80 м гг. В русской и чехословацкой (Пражский лингвистический кружок) традиции начало его связано с… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка